- групповые трансферы аэропорт Новый-отель и отель-аэропорт Новый
- внутренние перелеты: Стамбул-Газиантеп и Трабзон-Стамбул
- проживание в отелях 3-4*
- питание завтраки + ужины (напитки за ужином не включены)
- переезды на комфортабельном автобусе
- услуги профессионального русскоговорящего гида-экскурсовода
- входные билеты в музеи
Дополнительно оплачиваются
- авиаперелет
- мед. страховка
- дополнительные экскурсии
- чаевые гиду, водителю и работникам гостиниц (по желанию)
- доп. ночи в Стамбуле, доп. экскурсионная программа в Стамбуле (по желанию)
Возможно комбинирование тура с пакетами «Week-end в Стамбуле», «Изнанка Стамбула», «Мозаика Стамбула», «Восточный экспресс», ранний заезд или продление проживания на любое количество дней.
1 день
Прилет в Стамбул. Трансфер аэропорт - отель. Размещение в отеле. Свободное время. Ужин.
2 день
Завтрак. Трансфер в аэропорт Стамбула и перелет в Газиантеп.
Посещение музея мозаики Зеугма, где можно увидеть такие экспонаты, как статуя римской эпохи Марса, фонтаны римской эпохи, виллы на берегу реки Евфрат и другое.
Переезд в Адияман (~ 150 км). Подъем на гору Немрут, которая является одновременно и национальным парком под охраной ЮНЕСКО. Посещение на вершине Немрут погребального комплекса царя Антиоха, давшего название древней провинции Антиохии.
Размещение в отеле. Ужин.
3 день
Завтрак. Переезд в г. Урфа (109 км). Экскурсия по Урфе, которую называют «Городом пророков». Этот город считается местом жительства 5-и пророков, включая легендарного Авраама, который откочевал отсюда на земли древней Палестины. Именем порока Авраама названа пещера, где по преданию, он родился. Посещение Харранской долины — колыбели древней Месопотамии, где появилась первая в мире человеческая цивилизация (до Египта!). Размещение в отеле. Свободное время. Ужин.
4 день
Завтрак. Посещение археологического музея, где расположена самая древняя статуя в мире. Переезд в г. Диярбакыр. (180 км). По пути посещение Гебеклитепе, это горное святилище, возведенное в высочайшей точке хребта – это первый, самый древний религиозный центр на земле; посещение города Мардина - каменный город и арамийского монастыря. Размещение в отеле Диярбакыр. Ужин.
5 день
Экскурсия по Диярбакыру, возникшему еще в 7 веке до нашей эры. Осмотр самых длинных крепостных стен в мире, сохранившихся с 4 века нашей эры. Осмотр мечети Улу Джами (начало 12 века). Здесь взору предстанет арамийская церковь. Переезд в легендарный город Ван (379 км), рядом с которым находится чистейшее высокогорное озеро. Посреди озера на островке возвышается старинная церковь. По пути вы посетите эту древнюю церковь на острове Акдамар.
6 день
Завтрак. Посещение крепости Ван, построенной еще в 9 веке до нашей эры. Ее стены видели орды скифов, нашествия греков, армян, сельджуков, османов... Экскурсия по древнему городу Чавуштепе. Здесь вы увидите древний храм царства Урарту, письмена его царей на глиняных табличках, поразитесь высоте стен крепости, сложенной из кирпича... Потом переезд в Догубаязит (150 км), в центре которого находится дворец Исхак Паши — одного из самых блистательных вельмож Османской империи. Переезд в город Карс (180 км), местность вокруг которого славится своим медом, и первозданной природой. Размещение в отеле. Свободное время. Ужин.
7 день
Завтрак. Посещение крепости Карс, осмотр старинных армянских церквей, сельджукских мечетей. Экскурсия по древнему городу Ани — городу тысячи церквей, как его называют, — изобилующему храмами 9-12 веков. Фантастический пейзаж — десятки каменных соборов посреди горной пустыни — завораживает. Переезд в город Эрзурум. (200 км). Экскурсия по Эрзуруму, где служил некоторое время великий русский поэт А.С. Пушкин. Древний армянский город, покоренный персами, византийцами, сельджуками, монголами, османами, и русскими, Эрзурум хранит в себе архитектурные памятники всех эпох. В программе - посещение каменного медресе с великолепным резным декором, Старой мечети, Султанского мавзолея. Размещение в отеле. Ужин.
8 день
Завтрак. Переезд в город Трабзон (230 км). . Экскурсия по Трабзону, первое упоминание которого произошло в 750 году до нашей эры, в знаменитом труде Ксенофонта. Столица римской провинции, независимого греческого царства, сельджукского султаната. У Трабзона богатейшая история, и Вы увидите это сами. Посещение древней византийской церкви Св. Софии. Посещение Сумельского монастыря 6 века. Ужин в городе. Перелет в Стамбул. Трансфер и размещение в отеле.
9 день
Завтрак. Свободное время. Трансфер в аэропорт. Вылет. Либо можно продлить пребывание в Стамбуле.
даты
½ DBL
SNGL
ExB
25.05 - 02.06.19
реб. 2-12 лет = 455 евро
€885
€1085
€835
21.09 - 29.09.19
реб. 2-12 лет = 455 евро
€885
€1085
€835
Описание тура:
Адыяман – город на юго-востоке Турции, один из самых быстрорастущих турецких городов.
До 1926 года город носил арабское название Xисн-и-Мансур (крепость Мансура), по имени крепости на холме, вокруг которой строился город. Но туркам сложно было выговорить это название, поэтому между собой они называли его Ады-Яман (дословно «с плохим названием»), а в 1926 году это прозвище стало официальным именем города. Курдское название города – Семсур.
Археологические находки на территории города свидетельствуют, что данная местность была заселена с древних времен.
Немрут-Даг (гора)
Гора на юго-востоке Турции в Таврских горах в иле Адыяман. Высота 2150 метров над уровнем моря.
В 62 г. до н. э., царь Коммагены Антиох I Теос из армянской династии Ервандидов построил на вершине горы Немрут гробницу – святилище окруженную огромными статуями 8-9 метров высотой. Центр гробницы – курган из мелких камней, на вершине горы, высотой 49,8 метров и шириной у основания 150 метров. Под курганом находится гроб Антиоха I Коммагенского (69-38 до н. э.). Края скалистой вершины, на которой находится гробница, с трёх сторон превращены в большие террасы. Две из них украшены пятью величественными сидячими статуями высотой 8 метров: посреди находится фигура Зевса, по сторонам олицетворенная «Коммагена» и царь Антиох, по краям Аполлон и Геркулес.
В 1882 и 1883 годах была исследована немецкими археологами Отто Пухштейном и Карлом Хуманом.
В 1987 году археологические памятники на вершине горы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памятники Немрут-Дага фигурируют в одном из эпизодов фильма "Самсара" (2011).
Ван – город на востоке Турции, близ восточного берега озера Ван. Административный центр (центральный район, меркези) и крупнейший населённый пункт ила Ван. Население составляет 312,5 тыс. жителей (2009). До геноцида армян 1915 года, был одним из важнейших городов Западной Армении.
Достопримечательности:
Цитадель Вана-берд
Руины Кахакамедж (одного из армянских кварталов)
Монастырь Сурб Григор
Монастырь Варага Сурб Хач (бывший символ Вана)
Легендарная Дверь Мгера
Урартская Крепость Русахинили
Университет где выращивают уникальную породу — Вана Кату
Центральная улица называвшаяся Хач-Поган
Монумент так-называемого "геноцида турок" (на месте массового захоронения армян убитых во время геноцида армян).
Озеро Ван – бессточное солёное озеро, расположенное на Армянском нагорье в восточной части современной Турции (регион Восточная Анатолия). Озеро Ван – самое большое содовое (от слова «сода») озеро в мире и четвёртое по величине непересыхающее бессточное озеро.
Озеро Ван расположено в западной части котловины тектонического происхождения, которая окружена несколькими горными системами: Восточным Тавром с юга, Курдскими горами с востока и хребтом Аладаглар с северо-востока. На западе и северо-западе котловины расположены несколько потухших вулканов, включая стратовулканы Сюпхан и Немрут. Существует вероятность, что через определённое время эрозия Восточного Тавра притоками реки Ботан-Чайи (приток Тигра) образует новый сток вод озера в бассейн реки Тигр, и озеро Ван уменьшится или перестанет существовать.
Площадь озера Ван составляет 3574 км?, что делает его самым крупным озером Турции и вторым по площади (после озера Урмия) озером Ближнего Востока. Местные жители исторически называют озеро Ван «морем». Озеро Ван расположено на высоте 1648 м над уровнем моря, имеет неправильную форму, отдалённо напоминающую треугольник. Ширина озера в самой широкой его части составляет 119 километров. Озеро делится узким проливом на небольшую и очень неглубокую северную часть и на крупную южную часть, где глубины достигают 451 метра. Средняя глубина озера Ван составляет 161,2 метра, общий объём воды 576 км?. Берега озера, в основном, обрывистые. На озере Ван расположено множество мелких островков, особенно вблизи берегов, и четыре крупных острова: Гадир (Лим), Чарпанак, Ахтамар и Атрек. Гадир (Лим), самый крупный остров, располагается в северной части озера. Чарпанак лежит у восточного берега, а острова Ахтамар и Атрек находятся недалеко друг от друга у южного берега озера. Недалеко от озера Ван располагаются озёра Назик (на северо-западе, высота 1870 м над уровнем моря), Эрчек (на востоке, высота 1890 м над уровнем моря) и Арин (на севере).
Мардин (от сир. – «крепости») – город на юго-востоке Турции, столица одноимённой провинции. Известен архитектурными строениями в арабском стиле, а также своим расположением на скалистой местности с видом на северные равнины Сирии. Имеет смешанное население, состоящее из курдов, турок, ассирийцев, арабов, а также оставшихся после Геноцида армян.
Первыми поселенцами в Мардине были ассирийцы, которые прибыли сюда в третьем веке нашей эры. На территории города имеются многочисленные церкви и монастыри, в том числе действующие, которые основаны ещё ранними сирийскими христианами. В 1394 году прилегающие земли были завоёваны монголами, в последующем переходят под контроль тюркских племён Ак-Коюнлу. В 1517 году город завоёван турками и вошёл в состав Османской империи. В начале XX века здесь была проведена этническая чистка, направленная против арабов, арамейцев и армянских христиан.
Диярбакыр – город и район на юго-востоке Турции, на реке Тигр. Административный центр ила Диярбакыр и неофициальная столица турецкого Курдистана.
До геноцида армян в 1915 году город имел преимущественно армянское население.
В ХIХ веке в Диярбекирские тюрьмы часто заточали деятелей болгарского национально-освободительного движения.
До 1915 года в городе и его окрестных сёлах, проживало 296 000 человек, из которых армяне — 105 000 (35,5 %), курды — 55 000 (18,6 %), турки — 45 000 (15,2 %), другие народы (ассирийцы, арабы, черкесы и т. д.) ? 91 000 (30,7 %). Христиане составляли более 50 % населения города. В результате организованного властями Османской империи геноцида, всё христианское население было уничтожено или депортировано.
Современное население города оценивается в 843 500 жителей, в основном курды (2010).
Проведенные археологические раскопки констатируют существование в данной зоне в VII веке до н. э., цивилизации протянувшейся на тысячелетия. До современников дошли только, построенные в IV в., по повелению Констанция II, городские стены из базальтовых тесанных камней. Сверху, с неба они напоминают рыбу. Это единственное значительное дошедшее до нас средневековое здание. Углы улиц имеют форму закругленного четырехугольника. В северо-южном направлении их длина достигает 1300 метров, а в восточно-западном направлении 1700 метров. Ширина крепостных стен от 3 до 5 метров, высота от 10 до 12 метров. Имеет четверо ворот: на севере Тарнут, на востоке Ну, на юге Мардин, на западе Урфа. Вдоль крепостных стен на всем их протяжении расположено около 80 башен.
Наиболее известным историческим памятником в Диярбакире является Улу Джами (Великая мечеть): она возникла в результате превращения господствующими в VII в., здесь арабами одной церкви путем достраивания и таким образом, увеличивая ее в мечеть. Так, исходя из того, что суннитский ислам состоит из 4 мазхабов – Ханафитский, Ханбалитский, Маликитский и Шафиитский , то для совершения намаза (молитвы) было предусмотрено выделение каждой из них специального помещения, что привело к образованию строения, сочетающего в себе синтез разнообразных архитектурных стилей. Кроме этого памятника к XII в., Зинджирли Медресе и мечеть XV в., Пейхамбяр Джами (Мечеть пророка), а также мечети Паша Хана и Бахрам Паши.
Урфа, Шанлыурфа – город в Турции, столица провинции (ила) Шанлыурфа.
На языке Антиох IV Епифан назвал его Антиохия Каллиргой, Селевк I Никатор – Эдессой, скорее всего, в честь одноимённого города в Греции. При римлянах он носила имя Аврелия Антония и Опеллия Макриана, а также Александрия. В Средние века франки называли его Эдесса, а сирийские авторы Урхой/Орхой. Затем город стал Урфой. На курдском языке город называется Риха.
В 1983 году к названиям провинции и ила Урфа, была добавлена приставка Шанлы (рус. "славный"), в честь заслуг города в войне против французских оккупантов.
Город Шанлыурфа находится на юго-востоке Анатолии и является столицей одноимённой провинции. Географически город относится к Северной Месопотамии.
Шанлыурфа лежит в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы, на северо-западе плодородной равнины, окружённой на западе, севере и востоке горами. На юго-востоке находится долина Харран. По городу протекают три ручья.
Шанлыурфа находится на пересечении древних торговых путей: западно-восточного пути из Персии и Нусайбина в Самосату и на Средиземноморское побережье, и северо-южного – из Диярбакыра в Харран и Сирию.
Вблизи города располагается древнейший на земле храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, датируемый примерно 9000 годом до н. э. Есть предположения, что Урфа – это хурритский город Уршу, упоминаемый ещё около 2000 года до н. э. в шумерских, аккадских и хеттских клинописных надписях. В 1370 году до н. э. Уршу был завоёван хеттами под предводительством Суппилулиумы I. После заката Хеттского царства Уршу перешёл во владение Каркемиша.
Селевк I Никатор по политическим причинам дал городу греческое имя Эдесса как и одноименный город в Македонии.
Шанлыурфа до наших дней остается религиозным центром, её называют «городом пяти пророков» ислама. Здесь жили пророки Ибрахим (Авраам) и Иов. И согласно традициям ислама Авраам родился именно здесь.
Центральным местом паломничества в Шанлыурфе являются мечеть Халиль-Раман и относящийся к нему пруд Авраама, наполненный святыми и неприкосновенными карпами. Легенда рассказывает, что пророк Авраам, брошенный в костер, спасся, превратив огонь в воду, а горящие поленья – в карпов. Существует и второе священное озеро. Вероятно, что в дохристианские времена озера с рыбами были культовым местом поклонения богине Тарате.
Согласно христианской вере, апостол Фома, один из учеников Христа, был основателем сирийской церкви в Эдессе. Поэтому его останки были перевезены сюда после его кончины из Парфии или Индии и погребены в этой церкви.
Современная Шанлыурфа являет собой резкий контраст между своими старыми и новыми частями. Старый город – с узкими кривыми улочками, часто слишком узкими для машин, глухими заборами, окружающими уютные дома, колоритными базарами, местными жителями, одетыми в традиционные арабские и курдские костюмы. Некоторые жители города настолько бедны, что до сих пор живут в домах-пещерах, вырытых на склоне горы.
Новые районы, напротив, имеют современные дома и отели, рестораны и магазины.
Идея, открыть в Шанлыурфе музей, возникла впервые в 1948 году. До этого имеющиеся экспонаты хранились в начальной школе имени Ататюрка. В 1956 году они были переданы в другую начальную школу, однако со временем возникла острая нехватка места, и в 1969 году был открыт музей Шанлыурфы.
С 1987 года под водохранилищем Ататюрка велись археологические раскопки. С 1995 года музей принимает участие в раскопках на холме Гёбекли-Тепе.
Однако музея оказалось недостаточно для всех экспонатов, было построено ещё одно здание. В нём сейчас располагаются три зала по археологии, зал этнографии, администрация, выставочные и конференц-залы, а также библиотека. В подвале находятся хранилище, исследовательская лаборатория и фотолаборатория.
Озеро Балык со священными карпами находится во дворе мечети Халиль-Раман, построенной в 1211 году. Огромное количество жирных карпов, откормленных бросающими им хлеб посетителями, представляют собой не слишком приятное зрелище, в отличие от окружающих мечеть садов. Однако есть поверье, что тот, кто увидит среди карпов белого, попадёт на небеса.
Второе священное озеро – Айн-Зелиха, названное по преданию, в честь дочери Нимрода Зелихи, прыгнувшей в костер вслед за Авраамом.
В городе сохранились восемь турецких бань времён Османской империи: Джинджикли, Везир, Шабан, Велибей, Эски Араса, Серче и общественная баня Султана.
Традиционные дома Урфы обычно состоят из двух секций: гарем (для самой семьи) и селам (для гостей). Одним из таких домов, открытых для посетителей, является Дом Гаджи Хафизлар в городском районе Кара Мейдан, недалеко от почтамта. Этот дом был построен в 1888 году, затем отреставрирован Министерством Культуры Турции и преобразован в государственную галерею произведений искусства.
Кухня типична для юго-востока Турции. Основу составляет хлеб и мясо: кебабы, данары либо шаурма с большим количеством баклажанов, помидоров и красного перца (особенно местного сорта «исот»), и кофе.
Догубаязит, до 1934 года – Баязит или Баязет – город на востоке Турции (Анатолии). До 1920 года входил в Эрзерумский вилайет. Находится в 25 км к юго-западу от Арарата и в 35 км от границы с Ираном, на высоте 2000 м над уровнем моря. Население – 56 тысяч жителей (2002). Стоит на месте древнеармянского города Аршакаван (IV век), до XIV века носил название Даройнк.
На месте современного Догубаязита (предположительно с I века) существовала крепость Даройнк, название которой имеет армянское происхождение. Далее (в середине IV века) на том месте был построен город Аршакаван (просуществовал менее десятилетия), и получил своё название в честь армянского царя из династии Аршакидов – Аршака II, основавшего этот город.
В османскую эпоху город был переименован в Баязит. По одной из версий, город получил своё название в честь османского султана Баязида I («Молниеносный»), который в 1400 году во время войны с Тамерланом, приказал построить на месте бывшей армянской деревни крепость, о чём ещё в конце XIX века гласили предания местных жителей. По другой версии город получил своё название в честь правителя города Ани из династии Джалаиридов – Байазид-хана, который в 1374 году приказал построить в городе крепость для защиты от войск государства Кара-Коюнлу. В 1934 году переименован в Догубаязит – «Восточный Баязит» (тур. do?u – восток, восточный).
В черте нынешнего города Догубаязита до сих пор видны фрагменты основания древней крепости времён царства Урарту (предположительно VIII века до н. э.).
Через город издревле проходил великий шёлковый путь. Баязет находился на скрещивании дорог из Эрзерума в Тавриз и из Эривани в Алашкерт. Через первый – проходила большая транзитная дорога из Европы в Индию, через второй – велась торговля с Россией. По первому пути ещё в первой половине XIX века только английских товаров ежегодно в Персию провозилось на сумму 750 000 фунтов стерлингов. Одной из причин прохождения торгового пути через Баязет было то, что южнее проживали «разбойничьи» племена курдов и езидов.
С открытием в 1869 году Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, для выхода в Индийский океан, караванная торговля в огромной степени снизилась. В связи с этим Баязет утратил своё торговое значение и пришёл в упадок, а главной деятельностью местных жителей (армян и курдов) стала контрабанда. Город продолжал иметь только важное стратегическое значение в военном плане.
Карс – город на востоке Турции, административный центр ила Карс. С 928 по 961 годы – столица Армянского царства Багратидов, с 961 по 1064 годы – столица армянского Карсского царства.
Существуют предположения, что Карс был основан в IV веке, однако, устойчивые упоминания о городе встречаются в армянских и византийских летописях начиная с IX века.
Карс имел важное значение в государственной и общественной жизни средневековой Армении, являлся центром провинции Вананд Айраратской области. Город также был крупным центром ремесла и торговли, через него шли пути международной торговли. В 928-961 гг. являлся столицей Армении, в 961 году армянский царь Ашот III переносит столицу в Ани. После этого, в X-XI веках Карс остаётся столицей армянского Ванандского или Карсского царства, которым управляет младшая ветвь армянской царской династии Багратидов.
В конце XI века захвачен Византией, а позднее – сельджуками. В конце XII века вместе с частью Северной Армении освобожден Закарянами и в составе их владений вошёл в пределы Грузинского царства. В XVI веке захвачен Турцией, превратившей его в опорный пункт для распространения своего влияния на Закавказье.
Во время русско-турецких войн XIX века крепость Карс стала одним из главных объектов борьбы на Кавказском театре военных действий. В 1807 году русские войска безуспешно штурмовали Карс.
В ноябре 1877 года Карс был взят русскими войсками в результате стремительного штурма и по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года отошёл к России.
В 1878-1917 гг. Карс – центр Карсской области Российской империи. Окрестности города активно заселяли русские переселенцы – в частности, молокане.
По Брестскому договору 1918 года отошёл Турции вместе с округами Батум и Ардаган.
После поражения в Первой мировой войне турки оставили Карс, и в город вступили английские войска. В мае Карс был передан Республике Армении, и значительное число армян возвратилось в свой родной город.
В 1920 году Карс был занят турецкими войсками. По Карсскому договору 1921 года вошёл в состав Турции. Под давлением Советской России Правительство Армении было вынуждено подписать Карсский договор 1921.
30 мая 1953 года СССР отказался от территориальных претензий к Турции, в частности, на город Карс.
Расположенный на высоте 1760 метров, Карс имеет горный климат с чертами континентального. Карс является одним из наиболее холодных городов Турции. Зима суровая, хотя относительно малоснежная, лето короткое, с тёплыми, порой жаркими днями, но всегда холодными ночами. Весна очень длительная, заморозки сохраняются вплоть до конца мая, но возможны даже в июне. Осень наступает рано.
В начале ХIХ в. здесь было 850 домов, в том числе 600 армянских (71 %).
В настоящее время 20% населения города составляют этнические азербайджанцы. Проживают азербайджанцы преимущественно в кварталах (махалля) Енимахалля и Истасйон. Здесь среди азербайджанцев выделяют следующие группы: Молла Мусалылар, Каракилиселилер, Кулубеглилер и Чобанкерелилердилер. Эти названия отражают названия областей и сёл, откуда они происходят.
Эрзурум, Эрзерум, Арзерум (старые названия: Карин, Карано, Каликала, Феодосиополь, Ардзн-Рум, Арзен) – город на северо-востоке Турции, на территории Западной Армении, административный центр (центральный район) одноименного ила. Город расположен на высоком плато более 1700 м над уровнем моря.
С начала XXI века город развивается как центр зимних видов спорта, с 27 января по 6 февраля 2011 года в городе прошла XXV зимняя Универсиада.
Главной достопримечательностью города считается памятник "Азизие Аныты", возведенный как символ героизма жителей Эрзурума во время Русско-турецкой войны. В 5 км южнее Эрзурума расположен горнолыжный курорт Паландокен с самыми протяженными и крутыми в мире спусками. Среди исторических мест и центров отдыха озеро Тортум с крутыми берегами и одноименный водопад, 220-метровый мост Чобандеде, возведенный в XIII веке сельджуками на реке Аракс, крепости Пасинер и Олту.
Достопримечательности:
Геотермальный источник: Ылыджа и Думлу;
Водолечебница и минеральная вода Пасинлер;
Источник Тортум;
Крепость Эрзурум, Ашкале, Джинис, Пыртын, Хыныс, Топраккале, Каледжик, Испир, Олту, Авник, Бардыз (Газилер), Тортум, Агджа, Азорт, Унгюзель, Хасанкале и Ван;
Церковь и город Котарус (Читаризон);
Великая мечеть Эрузурума также известная как мечеть Атабеков;
Усыпальницы: Эмир Салтук (Мелик Гази), Каранлык, Гюмюшлю, Джиджиме Султан, Рабия Хатун, Мехди Аббас (Эмир Шейх), Эврени, Сёйлемез Ана, Сёйлемез Баба, Мысри Зиннун, Феррух Хатун, Гюльпери Хатун;
Караван-сарай Ташхан (Рустема паши);
Бани Бояхане, Лала паша, Кырк Чешме, Мурат паша и Сарай;
Эрзурумский музей археологии.
рабзон (ранее Трапезунд) – город в Турции, административный центр ила Трабзон, расположенный на берегу Чёрного моря, у устья реки Мучки, у подножия покрытого лесами Колат-Дага (3410 м).В городе сохранился ряд памятников византийской архитектуры, включая бывший собор св. Софии, Панагия Хризокефалос (теперь мечеть Фатиха), церкви Св. Анны и Св. Евгения (теперь мечеть Йени Джами), а также городские стены. Имеется российское консульство.
Город под названием Трапезунд был основан на территории Колхиды выходцами из Синопа в 756 году до н. э..
Портовый город являлся самой восточной греческой колонией на черноморском берегу Малой Азии и играл важную роль в торговле с анатолийскими государствами, в первую очередь с Урарту.
С 1204 г. Трапезунд стал столицей небольшого греческого государства Великих Комнинов, известного как Трапезундская империя. Государство поочерёдно было данником турок и монголов в XIV-XV веках, а в 1461 г. пало под натиском турок-османов. Трапезундская империя была последним осколком Византии. После сдачи города туркам большая часть домов была передана турецким солдатам, городская знать и значительное число греков переселено в Константинополь, куда первоначально был выселен и последний император Давид. Но через два года в 1463 г. император и вся его семья были умерщвлены. 1500 трапезундских юношей были забраны в янычары. С началом Первой мировой войны греческое и армянское население подверглось гонениям – геноциду.
Старый город, сохранивший отчасти старые византийские стены, все ещё густо заселен и сохраняет название «города» по преимуществу.
Климат Трабзона, как и южной части Чёрного моря, является субтропическим океаническим. Он похож на климат Сочи, но менее влажный и чуть более тёплый. Максимальное число осадков выпадает осенью, минимальное – весной и летом. Сильная жара бывает довольно редко, заморозки бывают, но один-два раза за всю зиму.
Монастырь Сумела («Всесвятая с горы Мела») – православный монастырь, возведённый в конце IV – начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона (Трапезунда; территория современной Турции). С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой. В 1923 году (греко-турецкий обмен населением) икона была вывезена понтийскими греками.
Дать памяти основателей монастыря – 18 августа, иконы Панагия Сумела – 15 августа.
Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (между 375 до 395 годами), а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.
В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундская империя (1204-1461 гг.). После падения последней все привилегии были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями.
Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках.
Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия в Македонии.
На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году.
В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения.